Традиционная торговля стремится в онлайн: что ожидает отечественный рынок в будущем

24.12.15

Объемы розничной торговли сокращаются с каждый годом. В условиях кризиса, высоких цен на аренду, ритейлеры предпочитают уходить в онлайн. Для многих это является единственным шансом спасти свой бизнес. Одна из крупнейших розничных сетей Америки Walmart в 2015 году потратила 1,5 миллиардов долларов на развитие онлайн направления.

По данным аудиторской компании PwC подобные тенденции прослеживаются и на российском рынке. По сравнению с Западом, доля отечественных онлайн-ритейлеров невелика — в 2015 году 2,4% против, к примеру, 14,4% в Великобритании. Однако, по оценкам экпертов, эти показатели к 2018 году возрастут до 3% в нашей стране и составят 30,91 миллиардов долларов.

Если бы людям не требовалась изучить товар до покупки, то традиционной торговле пришел бы конец. Онлайн-торговля действительно удобнее, комфортнее и выгоднее. По данным аналитической компании BI Intelligence в США 50% медиапродуктов и 30% электроники приобретается в онлайн.

Большая часть офлайн продаж приходится на продукты питания — в этой области пока онлайн предложений мало. Онлайн продажа продуктов питания составляет лишь 1% от всего рынка. И дело не в том, что люди уделяют своему питанию особое внимание. Просто ритейлеры до сих пор не могут качественно выстроить сервис. По оценкам экспертов только 5% ритейлеров могут предложить услугу заказа в интернете и удобную доставку.

Однако, рынок продуктовых интернет-магазинов все же медленно, но верно растет. Самый крупный из таких магазинов в России — торговая сеть «Утконос». Суммарный оборот всех продуктовых интернет-магазинов нашей страны сопоставим с оборотом этого продавца. Другой крупный игрок - «Азбука Вкуса». С недавних пор гипермаркеты О’кей и сеть супермаркетов Магнит начали работать в онлайне.

Но возникает еще одна тенденция, обратная. Всемирно известные интернет-магазины в последнее время выходят на рынок традиционной торговли. Их опыт работы в интернете дает им массу преимуществ — статистика продаж, анализ поведения покупателей, предугадывание предпочтений. Недавно открыл свой первый традиционный магазин интернет-гигант Amazon.

Онлайн находит отклик и среди мелких производителей. Они, минуя крупные торговые сети, делающие наценку на их товары, с успехом выходят в Интернет для взаимодействия с покупателями напрямую. Аналитики прогнозируют в будущем большее сотрудничество между маленькими бутиками с крупными он-лайн площадками. Скоро в России запустится торговая интернет-площадка ToBox. Эта платформа агрегирует предложения по продаже товаров из маленьких дизайнерских магазинов, шоу-румов и социальных сетей. Таким образом мы наблюдаем сращивание интернет-продаж с розницей.

Торговые центры как таковые уходят в прошлое. Теперь посредником между покупателем и продавцом становится не торговый центр, а онлайн площадка. Финансовая компания CIT Group прогнозирует полное исчезновение традиционных магазинов в будущем. Торговые центры станут местом проведения досуга потребителей, торговля сольется с развлечением. Однако розница как таковая не исчезнет, но ожидается ее полная трансформация и совмещение с цифровыми технологиями.