Тенденции развития ресторанного бизнеса в России

28.01.16

Экономический кризис, о котором мы постоянно слышим в новостях, неиллюзорно ударил по ресторанному бизнесу в стране. Только в столице в прошлом году закрылось более 2 тысяч заведений. Снижение реальных доходов населения, продуктовое эмбарго, повышение платы за аренду – все это не идет на пользу бизнесу. Россия «слезает с нефтяной иглы», а значит,  будущее за инновациями, технологиями, с помощью которых будет строиться новая экономическая атмосфера в стране. На плаву останутся лишь те, кто сможет адаптироваться к меняющемся миру, и максимальная интеграция с IT – залог успеха.
Сфера общепита в России по данным Росстата три года назад насчитывала свыше 70 тысяч ресторанов и кафе. Это один из самых массовых сегментов малого и среднего бизнеса. И цифровые решения для ресторанов – уже далеко не экзотическое новшество, все уже давно и повсеместно вошло в обиход. Вопрос лишь в одном: к чему готовиться ресторанам в ближайшее время, или скорее - в какую сторону эволюционировать?
Персонал в ресторанах – это в первую очередь люди, которые чувствуют усталость, зависят от настроения, могут опаздывать и выполнять свою работу недобросовестно, в худших случаях – подворовывать на месте службы.  Возможное решение этой проблемы: роботизация. Приведем пример: в китайском городе Шеньян роботы с успехом заменяют людей-официантов. Они не только способны рассказать о блюдах из меню, но также разносят посетителям заказы и даже могут поддержать беседу. Эти роботы работают в полную смену, по семь часов в день без перерывов, а «отдыхать» сами уходят в специальную зарядную зону. В их поведение заложен основной принцип роботизма – непричинение вреда человеку, поэтому они всегда безукоризненно вежливы и исполнительны.

Но если азиатская страсть к роботизации нам пока не так близка, то в вопросах софта мы еще можем побороться. В будущем будет востребован любой софт, облегчающий клиенту процесс нахождения в ресторане. Речь идет как о банальном заказе еды через приложение, так и о более сложных вещах – бронировании стола, предзаказе блюда, онлайн оплате счетов и даже онлайн отчислении чаевых. Тенденция к росту спроса на мобильные приложения действительно есть, но сами рестораторы приходят к выводу, что их разработка – дело недешевое. В большинстве случаев, острой необходимости в них нет. Но они, безусловно, помогают упростить процесс выбора еды и, что важно, создают заведению репутацию. Зайдя в такое место, посетитель подумает: «да, у этого места есть свое приложение, они не поскупились на свое развитие, значит, этому заведению стоит доверять». Есть необходимость в создании некой социальной сети, где посетители могут общаться с владельцами ресторанов, обмениваясь замечаниями, мнениями о меню и в целом о работе заведения. Самой известной платформой о сборе отзывов о заведениях в России является Foursquare. В прошлом году его использовали более одного миллиона россиян.

Еще одно направление развития: интерактивные столы. Мы рассматривали в нашем блоге несколько удачных примеров применения этой технологии в ресторанах. Суть в том, что поверхность стола является по сути гигантским планшетом со своим интерактивным меню и встроенным платежным терминалом. Возможности интерактивных столов очень обширны и они очень привлекают внимание посетителей, с подобным функционалом возможно придумывать разнообразные промо-акции с целью воздействия на посетителей.
Цифровое развитие станет привилегией не только для посетителей, но и для персонала. Рост роли планшетов, цифровых меню, цифровых вывесок и экранов в кассовой зоне - жизненная необходимость. Это будут решения, позволяющие персоналу управлять меню, планировать и делать расчеты. Важно, чтобы это были эргономичные мобильные устройства, легкие в освоении для сотрудников. Также они должны взаимодействовать между собой посредством беспроводной передачи данных, чтобы лишний раз не отвлекать коллегу по работе и не создавать лишнюю суету. Планшеты придут на помощь и владельцам ресторанов и управляющим – тем, кто заинтересован следить за работой своих служащих (например, видеонаблюдение за поварами). Кроме этого, планшеты могут служить электронными учителями для персонала. Также, это и удобный планировщик заготовок.