Как меняется рынок торговли в России

08.09.16

Гигантские торговые центры и интернет-магазины сильно изменили процесс шоппинга за последнее десятилетие. Какие тенденции складываются в российском ритейле? Мы даже не заметили, как огромные торговые комплексы превратились в развлекательные шоппинг-моллы. Еще 20 лет назад в нашей стране привычными были уличные магазины, торгующие только самыми необходимыми товарами. Сегодня в каждом крупном городе десятки и сотни торговых центров. Новые технологии меняют саму суть продаж.

Электронные каталоги

Практически все торговые сети дублируют свое физическое присутствие в виртуальном мире. Стало невыгодно и неудобно выставлять весь ассортимент на прилавок. Гораздо проще предлагать покупателям выбирать товары на сайтах. Одна из тенденций изменения крупных розничных сетей - это превращение их в зоны выдачи товаров. Торговые точки превращаются в гигантские вендинговые аппараты и склады, куда люди приезжают только забрать заказанный ранее продукт. Некоторые магазины используют электронные каталоги в торговых залах, где можно выбрать и заказать понравившийся товар нужного цвета и размера, даже если его нет в наличии, и оформить доставку на дом в удобное время.

Онлайн и доставка

К слову, доставка товаров на дом - еще одна из тенденций будущего, причем это верно не только для магазинов электроники и fashion-сегмента. В режиме постоянной нехватки времени несколько раз в неделю ходить по продуктовым магазинам просто некогда. В нашей стране уже многие крупнейшие ритейлеры переходят в онлайн с доставкой товаров на дом. К примеру это Магнит, Ашан, О’Кей, X5 Retail Group. Некоторые ритейлеры тестируют сервисы с интеллектуальными напоминаниями: они расчитывают примерный срок использования каждого заказанного ранее товара и информируют о том, что, например, средство для мытья посуды подходит к концу. Добавить его в ваш следующий заказ?

Дополнительные услуги

Третья тенденция - расширение ассортимента сопутствующих товаров и услуг розничных магазинов. Чтобы сохранить своих клиентов в оффлайн, ритейл придумывает все новые и новые предложения. Уже никого не удивишь тем, что в магазине электроники можно оформить кредит или оплатить услуги ЖКХ. В магазинах мобильной связи можно купить страховку на автомобиль, турпутевку, билеты на самолет или поезд - например, сеть Связной сейчас занимает пятое место в стране по продаже туристических путевок. Ритейл расширяет свои рамки, и это тренд всей розницы. Без дополнительных товаров и услуг сложно повысить продажи и завоевать лояльность клиентов.

Retailtainment

Пришедшая к нам с запада тенденция Retailtainment - cовмещение процесса продаж и развлечений. Новые технологии превращают процесс шоппинга в игру и делают его более комфортным: вовлечь посетителя в процесс выбора товара намного важнее, чем предложить ему даже самый широкий ассортимент. Главную роль в превращении магазина или целого торгового центра в зону нового опыта и развлечений играют цифровые решения. Например, набирают популярность виртуальные примерочные и 3D-зеркала. В бьюти-сфере они позволяют проецировать макияж прямо на лицо клиентов, дают советы в выборе косметики и ухода за кожей. Появляются и технологии, позволяющие, к примеру, проецировать обувь прямо на ногу человеку. Все что нужно - это поставить ступню на определённую метку на полу в шоу-руме. Это превращает процесс покупки в настоящее приключение.

Самообслуживание

Надоело простаивать в очередях? Можно самостоятельно сканировать штрих-код и оплачивать товар через терминал. Самые высокие темпы роста инсталляций терминалов самообслуживания отмечают в сфере быстрого питания. Сделать заказ и оплатить его можно за считанные минуты, и это идеально совпадает с самой концепцией фастфуда - потратить на еду минимум времени. В ритейле самообслуживание особенно актуально для продуктовых сетей, но и fashion-сегмент не остался в стороне. Модный бренд Zara уже активно внедряет в своих магазинах кассы самообслуживания, а Центр Инноваций Nike объединил сразу две тенденции в своем кастомизаторе футболок, реализованном на платформе AddReality: retailtainment и терминал самообслуживания. 
Каждый посетитель павильона Nike, пользуясь установленными там планшетами, мог самостоятельно разработать уникальный дизайн футболки и тут же ее оплатить – планшеты оснащены терминалами для приема банковских карт. Процесс изготовления футболки занимает несколько минут, после чего можно забрать готовый заказ на месте. Результаты впечатляют: каждое пятое прикосновение к стартовому экрану заканчивается покупкой. Уже в первые дни после подключения планшетов 60% продаж было осуществлено при помощи новых касс.