ИТ в ритейле: 2016 год

18.05.16

По данным Росстата, розничная торговля в России сократилась в 2015 году на 10%, в декабре — на 15%. Основными факторами, негативно влияющими на активность розничной торговли в 2015, остаются недостаточный платежеспособный спрос населения, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств. Основные задачи, которые стоят перед ритейлерами – увеличение среднего чека, развитие лояльности посетителей, привлечение новых клиентов.
Для ритейла, особенно если говорить о крупных сетях с большим количеством магазинов, крайне важен строгий контроль средств и рациональное управление. На рынке существует множество решений, нацеленных на автоматизацию различных бизнес-процессов в торговле: управление складом и продажами, системы для отдела закупок, программное обеспечение для управления цифровыми POS-материалами.

response.alt

Расходы на ИТ российских предприятий в 2015 году сократились примерно на 10-20%. Ритейлеры отдают приоритет тем ИТ-решениям, которые напрямую связаны с получением дополнительной прибыли или нацелены на снижение расходов, решают ежедневные задачи: например, позволяют сократить затраты на рекламные материалы и повышают продажи высокомаржинальных товаров. Внедрение цифровых POS-материалов активно происходит в fashion и beauty-ритейле - с начала 2016 года во многих магазинах одежды, обуви и косметики появились экраны, видеостены, сенсорные панели.

response.alt

Digital POS - это общемировой тренд, и благодаря централизованным решениям по управлению медиа-контентом, затраты на установку цифровых экранов окупаются очень быстро. Расходы на логистику и производство бумажных баннеров и растяжек уходят в прошлое, любая рекламная кампания создается, обновляется и запускается во всех магазинах сети за пару минут с планшета или компьютера.

Помимо оптимизации затрат, толчком для перехода ритейла на современные цифровые устройства послужили внедрение ЕГАИС в 2015 году и новые требования к кассовым аппаратам. Современное оборудование и программное обеспечение, обмен данными в режиме реального времени вместо старых аппаратов с ограниченным функционалом дают возможность использовать кассу в том числе для маркетинговых потребностей. Интеграция с сервисами аналитики и цифровыми POS-материалами позволяет ритейлерам оптимизировать маркетинговую воронку, отследить эффективность рекламы в реальном времени: например, узнать, как рекламная компания повлияла на продажи конкретных SKU.

response.alt

Ритейл находится в прямой зависимости от IT сферы: мы живем в то время, когда происходит смена типа потребителей, и розничная торговля обязана реагировать на это. Что нужно современным покупателям – так называемым миллениалам? Они адепты цифровых решений и больше не хотят смотреть рекламу «для всех», им нужны персонализированные предложения. Они достаточно открыты в виртуальной реальности, но все меньше доверяют «реальным» продажам – например, продавцам-консультантам.
Ритейл будет становится все более технологичным, и это прогноз не на 2016 год, а на несколько лет. Цифровые технологии открывают широкие возможности перед ритейлерами с точки зрения оптимизации затрат. Главное преимущество «оцифровки» магазина: поведение посетителей, эффективность каждой рекламной кампании, взаимодействие посетителей с интерактивными устройствами, качество сервиса - все это становится измеряемым, а значит, контроль и корректировка расходов будут происходить быстрее и эффективнее.