Интервью. Иван Федяков, INFOline: Цифровая трансформация ритейла

14.04.16

Будущее готовит рынку розничной торговли серьезные изменения. О том, в какую сторону трансформируется ритейл и как поменяется поведение покупателей, нам рассказал генеральный директор Информационного агентства INFOLine Иван Федяков.

response.alt

Иван Федяков, генеральный директор Информационного агентства INFOLine .

Иван Вадимович, за последние годы рынок розничной торговли сильно изменился?
Иван Федяков:
Ритейл в привычном понимании этого слова давно уже в прошлом. Ритейлеры в сегменте FMCG (товары повседневного спроса) зарабатывают как на торговой наценке на товар, так и получают back-маржу - различные скидки и бонусы от поставщиков. Складывается взаимовыгодный обмен, поставщик представляет товар потребителю в магазине в выгодном свете (расширенная выкладка, POS-материалы). Кроме самих товаров, ритейлеры продают места на полках в зонах наибольшей проходимости и возможность расширенной выкладки товара, это сопровождается активной рекламой. Back-маржа настолько выгодна ритейлерам, что они даже закладывают промо-бюджеты поставщиков в прогнозировании финансовых показателей.

Какие изменения популярны среди торговых сетей?
Основной тренд - внедрение IT-решений для автоматизации основных бизнес-процессов. Приоритет отдается тем решениям, которые могут принести дополнительную прибыль или снизить текущие расходы - например, сокращают затраты на рекламные материалы и увеличивают продажи высокомаржинальных товаров. Популярные решения - кассы самообслуживания, системы статистики, складские программы.
Если говорить о новинках в этой сфере, то приведу пример цифровых POS-материалов – цифровых вывесок, сенсорных киосков, электронных ценников. Они постепенно появляются в магазинах и сильно меняют их внешний облик.

response.alt

Покупательские предпочтения и поведение сильно изменились за последнее время?
В условиях кризиса и снижения покупательской способности на первый план выходит желание совершить выгодную покупку, сэкономить. Мы заметили следующие модели поведения: покупатели следят за тем, в каких магазинах им выгоднее покупать те или иные товары. Например, мясо они берут в одном месте, а за молоком идут в соседний магазин, где цена ниже. Если в одном магазине существует гибкая система скидок и действуют акции, а в другом нет – то покупатель выберет первый магазин. Еще один интересный тренд – интерес к персонализированным предложениям. Для этого ритейлеры используют таргетированную рекламу на цифровых дисплеях, содержание которой меняется в соответствии с полом и возрастом посетителя.

response.alt

Что нужно делать ритейлерам, чтобы чувствовать себя уверенно?
Недостаточно установить в зале несколько цифровых вывесок, магазинам пора менять саму политику продаж и ориентироваться на пожелания клиентов. Покупателям нравится, когда магазин предлагает всевозможные программы лояльности – карты постоянного клиента, бонусы, баллы.
Помимо этого, мы видим трансформацию розничной торговли в направлении многоканальности – чтобы посетитель заказал нужный размер с помощью сенсорного киоска в торговом зале, если товара нет на складе; оплатил покупку через интернет, а забрал в магазине; получал обратную связь от магазина в социальных сетях. Мы живем в то время, когда происходит смена типа потребителей, и ритейл обязан ориентироваться на новых покупателей: фанатов цифровых технологий.