Инновации в российских музеях

23.01.17

Благодаря развитию интернета, всё большее количество цифровых и мультимедийных технологий начало проникать в музеи. Ни для кого не секрет, что опыт внедрения цифровых технологий уже успешно принят многими музеями. Интерактивные выставки, поражающие нестандартностью инженерной и технологической мысли, навигации по залам, виртуальные туры – всё это и многое другое превращает усваивание информации в занимательную игру. И неважно, кто вы – взрослый, или ребенок.

response.alt


Функцию привычных справочных теперь выполняют сенсорные киоски, информационные терминалы, плазменные панели и электронные стенды.

Теперь, когда интернет уже давно стал успешным каналом привлечения посетителей, музеи борются за их внимание, заводя сайты, аккаунты в социальных сетях, разрабатывая приложения для мобильных телефонов. Приложения обычно носят информационный характер (как, например, приложение Эрмитажа или российского Этнографического музея ). Однако иногда разрабатываются и игровые  формы – задания, квесты (приложение «Царь Царевич» от Русского музея). Смартфоны широко используются для общения с посетителем: QR-коды, технология iBeacon и NFC. Таким образом, охота за потребительским вниманием идет со всех сторон, эдакая музейная омниканальность.

response.alt


Об iBeacon мы уже говорили в одной из наших статей, а вот действие других технологий хотелось бы рассмотреть чуть подробнее.

QR-коды – это двухмерные штрих-коды, которые считываются камерой вашего мобильного телефона. С каким бы экспонатом вы не находились рядом, при распознавании кода смартфон или выведет интернет-страницу с описанием экспоната, или предложит видеофрагмент с дополнительной информацией. Таким образом, с помощью QR-кодов можно самостоятельно изучить экспозицию. QR-коды можно увидеть в Русском музее, музее-заповеднике «Петергоф», Музее-панораме «Бородинская битва» в Москве и многих других.

response.alt


Примерно по такой же схеме работает технология NFC. В музеях России она пока не прижилась, но за рубежом она используется наравне с QR-кодами, например, в Австралийском музее Сиднея и в Музее Лондона. NFC-метки размещаются рядом с предметами и картинами, а мобильное устройство со специальным чипом, считывающее эту метку, предоставляет пользователям доступ к контенту в виде изображений, видео, текстов, а также ссылок. Поскольку NFC – технология ближнего радиуса действия (до 10 см), то телефон нужно практически приложить к метке.

Еще одно интересное решение – технология RFID. Посетителям выдаются карты или браслеты с RFID-метками, с помощью которых можно проголосовать за понравившийся экспонат – если предмет понравился, то можно приложить свой браслет к считывателю рядом с ним, и ваш «голос» будет учтен. Также вы можете получить дополнительную информацию о предметах выставки на вашу электронную почту, указанную при получении браслета.В России технология RFID реализована на выставке высоких технологий «SMIT», которая проходила в Музее Москвы до 10 января 2016 года.

response.alt


Сейчас особую популярность начинает набирать абсолютно новая технология Light ID. Уже в нескольких музеях Москвы, в частности в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, начинается её внедрение. "Начинка" технологии – специальные светодиоды, освещающие объекты промодулированным потоком света. Пользователь наводит камеру мобильного устройства на подсвеченный экспонат и получает всю необходимую информацию о нем. Light ID тоже требует загрузки специального приложения, но, в отличие от NFC,  радиус действия диодов составляет около 10 метров.

Интерактивные выставки уже давно стали привычны для посетителей российских музеев. В современных музейных пространствах используются технологии виртуальной и дополненной реальности, голографические витрины и "зоны погружения",  мультимедийные инсталляции и проекторы.

response.alt


Интересный пример – образовательно-выставочный комплекс «Россия – моя история» (Москва). Комплекс полностью интерактивен: многочисленные мультимедийные экраны, тач-панели, кинозалы, инсталляции вместе с деликатно подобранным освещением и звуковым оформлением погружают посетителей в прошлое.

Говоря о технологиях виртуальной и дополненной реальности, нельзя не упомянуть Астраханский музей-заповедник, который внедрил в свои экспозиции технологию AR (augmented reality, дополненная реальность) в 2015 году. Очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200 считывают специальные маркеры и коды рядом с экспонатом и воспроизводят его виртуальную проекцию. Так, используя очки, вы сможете  увидеть оживших динозавров или проекции доисторических животных.

response.alt


Сейчас мы воспринимаем музеи не только как образовательные, но и как развлекательные центры. Для нас, как посетителей, ключевым моментом является получение ярких впечатлений и положительного опыта взаимодействия с музейными пространствами. Усваивать огромное количество полезной информации помогают компьютерные и мультимедийные технологии, которые превращают посещение музея в незабываемое событие.